Кепки, бейсболки и панамы Fredrikson шьют в Санкт-Петербурге на производстве, что расположилось на берегу Невы. В 1990-е фабрика переехала из Финляндии в Россию и до сих пор шьёт кепки по уникальной финской технологии.
На фабрике трудится около 50 человек, участвуя в одном или нескольких из семи этапов создания головного убора с трехступенчатым контролем качества. Узнаем, какие же стадии проходит головной убор: от задумки до головы покупателя.
1. Разработка головного убора
Сначала модели разрабатывают в экспериментальном цеху. Там решается всё, вплоть до того, каким будет фирменный значок: металлический, кожаный или текстильный. Для пошива кепок используются эталонные финские лекала, от них стараются не отходить даже при создании новых моделей.
2. Крой
Затем раскройщицы приступают к крою головного убора. Прежде, чем ткань поступит в цех, начальник склада проверяет её, выборочно перекручивая. Потом раскройщицы режут ткань на настилы (куски по 40-50 см), и если встречают бракованные куски изымают их.
Позже принимается решение, можно ли частично пустить их на докрой небольших деталей головного убора.
3. Разборка кроя
На разборке кроя каждая деталь просматривается разборщицей вручную. Детали с мелкими дефектами ткани (непрокрасы, узлы, которые возникают при соединении нитей на ткацком станке) идут в разбраковку. Из деталей с браком головной убор шить не будут.
4. Запуск
Далее происходит запуск. Швеи, работающие на производстве, - универсальны, но для скорости за ними закрепляют отдельный вид работы. Если головной убор “пошёл по цеху”, то начиная с запуска и до выпуска все будут шить восьмиклинки, затем бейсболки, потом кадетки и т.д. Одна профессиональная швея может за день собрать на операции запуска 60-80 верхов кепок – на профессиональном жаргоне это называется «собрать голову».
В цехах старое оборудование соседствует с современным: швейные машинки заменили совсем недавно, а финской машинке, с помощью которой прибивают козырьки, уже 60 лет.
5. Выпуск
Если на запуске «собирают головы», то этап выпуска делает кепку кепкой: верх, козырек, подкладку и ушки собирают воедино.
Бригадир между запуском и выпуском выборочно (поддонами) также проверяет качество, если есть отклонения от технологии, то детали возвращают на переделку. На этапе выпуска швея может сделать до 160 головных уборов. Но здесь не конвейерное производство - если один человек заболел, работа не остановится, хотя производительность значительно снизится.
6. ВТО - влажно-тепловая обработка
Далее готовый головной убор проходит влажно-тепловую обработку. Сначала его обдают паром под давлением, а зачем «запекают» в печи или придают форму на электроболванах.
Гордость и горячее сердце производства – пятидесятилетняя финская печка, где большинство головных уборов обретают окончательную форму.
В кепку вставляют составные березовые болваны, также привезённые из Финляндии, и отправляют её в печь, где, подвергнув кратковременной паровой обработке, около 40 минут высушивают при температуре 50 градусов для фиксации формы головного убора. Во Fredrikson любят показывать фокус: кепку складывают в три раза, садятся на неё на 5-10 минут, потом расправляют и она принимает первоначальный вид.
7. Последние этапы - ОТК (отдел технического контроля) и упаковка
Человек, который выполняет эту работу просматривает каждую кепку, сдувает с неё оставшиеся нитки и следы мела, вкладывает бумагу и упаковывает в коробку.
Как выбрать кепку?
Первоначально надо решить, будет это восьмиклинка или реглан - плоская кепка, которая не имеет наверху разрезных деталей (клиньев). Восьмиклинки бывают классические - без выступающего козырька, и “хулиганки” - с выступающим лопатообразным козырьком. Ещё один важный вопрос - это кашпен (другие названия: “ножка”, околыш, планка, полоска-ободок). Кашпен “задерживает” кепку на затылке, поэтому верхняя часть кепки становится более объемной, а кепка без кашпена садится на голову глубже, как бы “обнимает” затылок.
Головные уборы Fredrikson шьют в семи размерах: от 56 до 62. Чтобы узнать свой размер надо измерить окружность головы, приложив сантиметр посередине лба чуть повыше ушей. Эта цифра в сантиметрах и есть размер. Вшитые ушки не влияют на размер кепки. Для кепок с ушками берут отдельные лекала, поэтому при покупке надо ориентироваться на свой привычный размер. Люди с густыми волосами часто имеют в гардеробе кепки соседних размеров, чтобы меньший носить сразу после парикмахерской.
Ткани
На фабрике существенное внимание уделяют выбору тканей. На первом месте - итальянские, а для весенней коллекции ограниченным тиражом закупают турецкие.
Для осенних моделей берут ткань с содержанием шерсти не менее 80%, но на фабрику поставляют и две-три чисто шерстяные ткани. Не всем они нравятся - шерстяная ткань колкая, для мягкости к шерсти добавляют полиамид, который к тому же увеличивает износостойкость материала. Что касается подкладки, то во Fredrikson принципиальная позиция - только чистая вискоза. Без синтетики. Полиэстер и поливискозу использовать на фабрике категорически не хотят.
Тренды
Чтобы понять, что будет пользоваться спросом, во Fredrikson, в первую очередь, ориентируются на спрос покупателей. Случается, что клиенты сами подкидывают идеи. Если один покупатель спрашивает черную кепку “ватсон”, которой пока нет в ассортименте, велика вероятность, что найдется ещё 100 мужчин, которым эта модель придётся по вкусу.
Кроме того, во Fredrikson отслеживают показы высокой моды. Несмотря на то, что тренды доходят до российских потребителей с опозданием, в компании уже понимают, что будет модно в ближайшее время. В классических мужских головных уборах изменения касаются больше цветовых решений, нежели фасонов. Поэтому зачастую тренды подсказывают итальянские партнеры, которые поставляют на фабрику ткань.
Флагманские модели - это кепки восьмиклинки и кепки реглан в серых, синих, коричневых оттенках и чисто черные. На фабрике экспериментируют и с более яркими цветами, однако, такие модели пользуются меньшим спросом.
Раньше кепки Fredrikson носили состоятельные мужчины 40+, но теперь их с удовольствием носят и молодые ребята, которые сочетают их абсолютно с любой одеждой.
Выражаем благодарность коммерческому директору Ольге Муромцевой за помощь в подготовке материала.